ВЕК
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ - В ДВАДЦАТОМ
М.Найдорф, Одесский вестник, 8
октября 1991 года.
На
концертах классической музыки обычно не аплодируют в небольших перерывах
между частями одного произведения. Это не принято. А если аплодисменты
все-таки звучат, то это значит, что в филармоническом зале появилась новая
публика. Вог так неожиданными аплодисментами после
первой части сонаты си минор Шопена новая публика обнаружила свое присутствие
на концерте Людмилы Гинзбург в зале филармонии. Что ж, для приобщения к филармоническим
традициям - это прекрасное начало.
Пианистка и педагог, профессор Л.Гинзбург
хорошо известна нескольким поколениям одесситов и имеет свою постоянную
аудиторию. У нее множество превосходно обученных и благодарно преданных учеников.
И коллеги, весьма сурово отбирающие всегда, на что пойти, в концертах Л. Гинзбург
не
сомневаются У нее
безукоризненная артистическая репутация. В подробностях концерты Л.Гинзбург
бывают более или менее удачными, но в целом они всегда впечатляют полнотой
человеческого и художественного смысла. Искусство пианистки покоится на
серьезном этическом основании – уважении и преданности своим слушателям. Это
ясно чувствуется во всем, что она делает на сцене. И это очень привлекает и
придает возвышенность всему происходящему на концерте, в т.ч. и самоощущению
публики.
Программа концерта 20 сентября была
посвящена сочинениям Шопена и Листа. Два крупнейших в XIX веке
композитора романтического стиля мышления создали добрую половину всей той музыки,
которая звучит я наше время на концертах пианистов разных стран, причем, самую
любимую публикой половину. Но дистанция в полтора века и то обстоятельство, что
романтизм давно выветрился из нашей жизни и наших душ, ставят перед
исполнителями нелегкую задачу – выявить в музыке другой эпохи то. что в ней
сохраняет еще живую убедительность для наших современников.
В своих трактовках Шопена Л. Гинзбург
реальнее всего выявляет интеллектуализм его музыки – качество бесспорно
присущее, но до поры не очень интересовавшее слушателей в сочинениях Шопена.
Куда привычнее искать в нем "чувства". Но как раз трепетная лирико-поэтическая
сфера и в Баркароле, и в Сонате си минор оказалась как бы смикшированной,
приглушенной. Мы не находили привычно узнаваемых "смятения",
"экзальтации", "меланхолии". Вместо этого мы как бы
присутствовали при строительстве музыки, которая на глазах становилась
воплощением углубленной мысли, умудренного чувства и очень ясного понимания
себя и своих отношений с миром, в центральной по смыслу – третьей – части четырехчастной сонаты Шопена спокойное уверенное понимание
и сосредоточенность достигли почти гипнотической силы – так что зал показался
"сжатым" вокруг пианистки, как если бы она играла для нас в собственном
доме.
Листовская половина программы состоим
из знаменитой своими масштабами одночастной - но на все отделение - Сонаты си
минор и ноктюрна "Грезы любви", прозвучавшего в дополнительной (на
"бис") части программы. Автор этих строк готов отдать должное
свежей и заразительной энергии, с которой пианистка провела головокружительно
виртуозное сочинение. Но в трактовке его показалось мало самобытных идей. И
особенно не хватало углубления в метафизически возвышенную лирику Листа, без которой, как кажется, драматургии сонаты в
значительной мере утратила свой философский вселенский смысл.
А вот в "Грезах любви" энергетический
деятельный подход дал превосходный результат - эффект кипения и даже сверкания
чувств! Неотразимо заразительным был этот образ любви, полный напряжения и
устремленности, по-человечески понятой и ясной.
Последним в концерте прозвучал Вальс (№7)
Шопена, решенный в исполнительской палитре неожиданной, никак не схожей с
Шопеном первого отделения. Это была вновь вспышка - на сей раз утонченного
изящества, романтической мечтательности, загадочной мягкости и, при всем
этом, неизменно присутствующей умной мысли.
После концерта я видел просветленные лица
людей.
И, наверное, не один я думал, выходя из
филармонии, что если всё это есть в музыке и узнано нами, то почему этого не
может быть в жизни?