На афише – имя Рахманинова

М.Найдорф, Вечерняя Одесса, 26 мая 1982 года

 

Симфонический концерт в зале Одесской филармонии 11 мая по внешним признакам можно было бы считать рядовым. Ничего необычного – ни особенной даты, ни «сенсаци­онного» произведения, ни знаменитых гастрольных имен с ним связано не было. Правда, стоявшее в афише имя Рахма­нинова, композитора, произве­дения которого исполнялись в концерте, позволяло многого ожидать. Но при условии до­стойного исполнения, конечно.

Скажем сразу. То, что сде­лали в этом концерте одесские музыканты – пианистка Люд­мила Гинзбург и симфониче­ский оркестр Одесский филар­монии под управлением Гар­рия Оганезова, вновь убежда­ет, что нет рядовых и нерядовых концертов, но есть кон­церты плохие и хорошие. Слушатели, которые доверились «рядовой» филармоническом афише, были одарены велико­лепным, мастерски уверенным и художественно богатым исполнением,

Наиболее впечатляющим в этот вечер было исполнение "Рапсодии на тему Паганини» для фортепиано с оркестром – одного из самых репертуарных сочинений Рахманинова. В одесских филармонических концертах оно звучит каждый сезон, но, к сожалению, сама по себе частота исполнения мало способствует действите­льной популярности «Рапсо­дии». Слишком часто молодые исполнители-гастролеры «убе­ждали» публику слышать в этой музыке не более, чем вы­ражение капризной изыскан­ности, легкой и приятней – подход совершенна чуждой духовному облику Рахманино­ва – человека и композитора. Интерпретация Л. Гинзбург вернула нас к традиции глубокого и серьезного прочте­ния этого произведения.

Присущая пианистке манера музицировать на сцене создает всегда впечатление искрен­него личного высказывания, обращенного к каждому слушателю. Именно это, отчетливо выраженное личностное нача­ло является самым притягате­льным в ее искусстве. Хотя в игре Л. Гинзбург нет ни тени нарочитой предуготовленности, в ней нет и ничего случайного, необязательного. Каждое исполнение обнаружива­ет наредкость целостную са­мобытную культуру, целостнее мироощущение пианистки — как раз то, что придает ее иг­ре неотразимую весомость к убедительность. Л. Гинзбург, можно сказать, всегда играет свое понимание, свое восприя­тие жизни.

Исполнение этих вариаций обнаружило щедрое богатство мыслей и разнообразие чувств, объединенных легко угадываемым «образом автора», в котором сложно пере­плетаются чувство тревоги и романтическая возвышенность. Весь этот комплекс мотивов, усиленных в творчестве Рахманинова сложной предвоенной эпохой и сложной личной судь­бой композитора, исполнитель­ница посредством своего искусства проецирует в наше время, делает фактом и нашей духовной биографии. Солируя в большом ансамбле, пианистка была его подлинным лиде­ром. При этом оркестр под уп­равлением Г. Оганезов не просто аккомпанировал, а как будто творил музыку вместе с солисткой, демонстрируя заме­чательно тонкое чувство партнерства.

В том же концерте прозву­чала мало знакомая слушателям Вторая симфония Рахманинова. Приступая к работе над этим произведением, Г. Оганезов принял на себя не­легкую задачу. Эта, весьма протяженная симфония, не­смотря на обилие прекрасной музыки, кажется несколько ра­стянутой (ее иногда исполняет с купюрами, против которых автор не возражал). В концер­те дирижеру не всегда удава­лось эмоционально сбалансировать материал таким обра­зом, чтобы внимание слушателей не теряло опоры (в этом смысле особенно пострадала третья часть), но в техниче­ском отношении оркестр играл очень хорошо — свежо, уверенно, точно.

 

 

 

 

Hosted by uCoz