КОНЦЕРТ МАСТЕРА
М.Найдорф,
Знамя коммунизма, 20 января 1980 года
Известная одесская пианистка — и. о. профессора Людмила Наумовна
Гинзбург выступила в очередном симфоническом вечере в зале филармонии с
исполнением концерта ми минор Шопена в сопровождении симфонического оркестра
Одесской филармонии под управлением Гарри Оганезова. Л. Н. Гинзбург завершала
свое художественное и артистическое формирование в Москве под руководством
Генриха Густавовича Нейгауза. И сейчас ее
интерпретация концерта Шопена воспринимается как пример воплощения благородного
духа нейгаузовской школы.
Если попытаться представить себе столетний путь движения и развития
музыкально - исполнительской мысли, то до сегодняшнего дня наиболее полно этот
путь может быть прослежен на примере исполнения музыки Шопена. Таковы свойства
этой музыки, непостижимо сочетающей в себе народность и аристократизм, мечтательность
и волю, блестящую виртуозность и дисциплину чувств. В этом противоречивом
своде каждый исполнитель может найти нечто близкое себе – так рождалось и рождается
бесчисленное множество однобоких, иногда вульгарно однобоких «сентиментальных»,
«блестящих», «интеллектуальных» и т. д. трактовок, но лишь немногим удается
передать синтез этих свойств, основанный на высокой поэзии и безупречном
вкусе. Одним из этих немногих был Г. Г. Нейгауз, умевший научить этому и
своих воспитанников.
Все три части концерта в исполнении Л. Н. Гинзбург пронизаны обаянием
естественности бесконечного течения музыки, неотразимо влекущей к себе
внимание каждым изгибом мелодии.
В последние два десятилетия стало привычным видеть на эстраде почти
исключительно молодых исполнителей. Интерес публики к новым именам и новым
талантам, стимулируемый развитием конкурсов, понятен. Но вот — концерт
мастера. И сразу видно, как богата звуковая палитре, как необходима чувственная
красота фортепианного звука, «аромат», «дыхание» музыки, о которых столько
приходилось читать, но которые так редко услышишь и ощутишь в исполнении.
Преемственность в музыке. Она осуществляется в консерваторских
классах. Не менее важна она и на концертной эстраде.