Марк Найдорф
ВСТРЕЧА ПАМЯТИ Л. Н. ГИНЗБУРГ
13 апреля 2003, Музей истории евреев Одессы. В рамках
мемориальной выставки Л.Н.Гинзбург
Музей
– хранилище прошлого, которое нам дорого. Жизнь евреев в двухсотлетней истории Одессы – предмет собирания и показа в
новом Музее истории евреев Одессы, который пока только складывается, как говорят, с нуля (прежние не
устояли в катаклизмах ХХ века), трудом его
сотрудников, шефов и с помощью тех,
у нас и за рубежом, кому дорого наше общее прошлое. Музея еще нет, но
отчасти собран уже интерьер, привлекающий изяществом и чуть ностальгической
утонченностью хорошего вкуса. И происходят первые пробы “выхода к публике”.
Недавно
в музее произошла встреча памяти
выдающейся пианистки профессора Людмилы Наумовны Гинзбург. Собравшиеся,
в основном, ее ученики и коллеги, оказались хорошо знакомы друг с другом
(музыкальный мир тесен), многое помнили вместе и совсем не стремились
припомнить что-нибудь необычное. Скорее, на встрече преобладало удовольствие
говорить о человеке замечательном и значимом для каждого, отчего воспоминания о Людмиле Наумовне
незаметно превращались в воспоминания о важном и значительном в собственной
жизни.
Семейную
память о ней донес племянник Виктор Васильевич Литовченко. Всегда и всецело
преданная делу – музыке, ученикам,
Людмила Наумовна в зрелые годы предпочитала отодвигать и в собственных глазах,
и в восприятии окружающих бытовую, частную сторону своей жизни. Удивительно,
что память племянника сохранила именно те черты характера тети, которые
определяли ее артистическую индивидуальность: ясность, простоту и независимость – вкусов, взглядов, оценок.
Вдумчивый, музыкально образованный человек и интересный рассказчик, Виктор
Васильевич говорил о характере, о личности сестры своей матери в контексте
традиций и драматической истории семьи в военное время, определившей быть может
самый судьбоносный выбор Людмилы Наумовны: потрясенная тем, что семья спаслась
в Одессе в годы немецкой оккупации, она рассталась с Московской консерваторией,
в которой училась в военные годы, вернулась в родной город, чтобы
воссоединиться с семьей и начать почти полувековую историю своей педагогической
и артистической работы.
Одним
из первых студентов Людмилы Наумовны был солист одесской филармонии Владимир Лазаревич Саксонский. На встрече пианист говорил об
убежденном демократизме, который царил в ее классе, об атмосфере соучастия
учителя и ученика в творческом процессе, о великолепной убедительности, с
которой Людмила Наумовна воплощала за роялем творческие идеи, следовать которым призывала своих учеников. Владимир
Саксонский рассказал, что при поступлении попал в класс преподавателя, у
которого потерял интерес к учебе, увлекся джазовой импровизацией, и, скорее
всего, не смог бы выполнить требования академической программы. Перейдя в класс
Гинзбург, он быстро сделал успехи, которые
до сих пор помнят его соученики.
Людмила
Наумовна умела дружить. Консерваторская дружба связывала ее с выдающимися
артистами и педагогами фортепиано – Гилельсом,
Рихтером, с работавшим в Саратове Бендицким, с
преподававшей в Горьком Бертой Маранц. Все они
выходцы из класса Генриха Нейгауза, всех отличал не только масштаб таланта – до
гениальности, но и масштаб личности и развитая, убежденная артистическая
индивидуальность. Они всегда помнили друг о друге. Пианистка и музыковед Анна
Розен вспомнила как в годы ее студенчества всегда заинтересованно расспрашивала
в Одессе об ее профессоре Бендицком Людмила Наумовна,
и как живо интересовался Люсей Бендицкий в Саратове.
Многие помнят концерты, сыгранные Гинзбург в память о нашем выдающемся земляке
Эмиле Григорьевиче Гилельсе, и ее слова сказанные о
нем.
Школа
Нейгауза оставляла неизгладимую печать демократизма. Профессор и студент были
равны перед великой музыкой, если оба шли по пути ее постижения. Фортепианный
педагог Виктор Млиевский подчеркивал на этой встрече,
что для него-студента уроки, общение с учителем были
временем, прожитым незабываемо насыщенно и полноценно.
Доктор
Леонид Авербух был дружен с Людмилой Гинзбург в ее последние годы. Посещал ее
концерты, которые всегда были для него источником жизненной радости, беседовал
лично и часто по телефону (Гинзбург была увлекательной рассказчицей), и бережно
хранит ее программки аудиозаписи, подписанные ею с теплотой и заверениями в
дружбе.
Обычно
в преклонном возрасте притупляется эмоциональный мир человека, - заметил
хирург-профессор С.А. Гешелин. Людмила Гинзбург сохраняла эмоциональную
энергию до конца жизни. Тяжко больная, Гинзбург в последние дни жизни играла
для него Листа – молодо, увлекательно,
щедро. Обычно говорят, что человек живет музыкой, – сказал Гешелин,
– но о Гинзбург можно сказать, что музыка
жила ею.
Скрипач
и дирижер Михаил Турчинский рассказывал о своем
творческом сотрудничестве с пианисткой, демонстрируя афиши – редкие теперь
опоры для памяти о концертах 1960-80 гг. Гинзбург очень любила и стремилась
выступать, играла в самых разных программах, никогда не претендовала на
какое-либо исключительное место в них. Как жаль, что в духе того времени личная
неприязнь к ней одного из начальников на
десять лет фактически лишила Людмилу Гинзбург возможности выступать в зале
филармонии и от имени одесской филармонии, доставив ей много тяжких
переживаний. В Одессе все, имевшие хоть какое-то отношение к музыке, знали,
артистка какого масштаба живет в нашем городе, но вступиться за нее, открыть ей
путь к сцене, тогда казалось
невозможным.
Об
этом странном заговоре молчания против Гинзбург, о природе которого можно лишь
догадываться, потому что ни официальной антисемитской установкой, ни личной
неприязнью к ней или неприятием ее творческой и педагогической
бескомпромиссности кем-то из коллег в отдельности факт этот не объяснишь.
Писатель и журналист Роман Бродавко напомнил, что
Гинзбург 32 года оставалась лишь исполняющей обязанности профессора. И когда он
в концерте памяти Э.Гилельса объявил ее выступление,
назвав “профессором”, то внимательное
начальство сделало ему крупную выволочку.
В
90-е годы случилось то, что должно было произойти много раньше. В составе
делегации Людмила Наумовна была в Финляндии и сыграла там концерт.
Непредубежденные финны пришли в восторг. Последовали приглашения вести мастер-класс.
Выпустили CD-диск. Небольшой фрагмент из этих финских записей и
прозвучал в конце встречи. Людмила
Наумовна вновь увлекла всех силой своей
мысли, своей творческой убежденности, безграничной верой в дух музыки.
В
музее была представлена маленькая выставка личных документов, вещей, фотографий
Л.Н. Гинзбург, ее живописные портреты.
Небольшой
зал Музея истории евреев Одессы приятно обустроен и обеспечен компьютерной демонстрационной аппаратурой.
Директор музея Михаил Рашковецкий гостеприимно и даже
бережно принимал гостей, показывал залы, вел саму встречу.
Хорошее
начало.