Марк Найдорф

ВСТРЕЧА ПАМЯТИ Л. Н. ГИНЗБУРГ

13 апреля 2003, Музей истории евреев Одессы. В рамках мемориальной выставки Л.Н.Гинзбург

 

Музей – хранилище прошлого, которое нам дорого. Жизнь евреев в двухсотлетней  истории Одессы – предмет собирания и показа в новом Музее истории евреев Одессы, который пока только  складывается, как говорят, с нуля (прежние не устояли в катаклизмах ХХ века), трудом его  сотрудников, шефов и с помощью тех,  у нас и за рубежом, кому дорого наше общее прошлое. Музея еще нет, но отчасти собран уже интерьер, привлекающий изяществом и чуть ностальгической утонченностью хорошего вкуса. И происходят первые пробы  “выхода к публике”.

Недавно в музее произошла встреча памяти  выдающейся пианистки профессора Людмилы Наумовны Гинзбург. Собравшиеся, в основном, ее ученики и коллеги, оказались хорошо знакомы друг с другом (музыкальный мир тесен), многое помнили вместе и совсем не стремились припомнить что-нибудь необычное. Скорее, на встрече преобладало удовольствие говорить о человеке замечательном и значимом для каждого,  отчего воспоминания о Людмиле Наумовне незаметно превращались в воспоминания о важном и значительном в собственной жизни.

Семейную память о ней донес племянник Виктор Васильевич Литовченко. Всегда и всецело преданная делу – музыке,  ученикам, Людмила Наумовна в зрелые годы предпочитала отодвигать и в собственных глазах, и в восприятии окружающих бытовую, частную сторону своей жизни. Удивительно, что память племянника сохранила именно те черты характера тети, которые определяли ее артистическую индивидуальность: ясность, простоту и  независимость – вкусов, взглядов, оценок. Вдумчивый, музыкально образованный человек и интересный рассказчик, Виктор Васильевич говорил о характере, о личности сестры своей матери в контексте традиций и драматической истории семьи в военное время, определившей быть может самый судьбоносный выбор Людмилы Наумовны: потрясенная тем, что семья спаслась в Одессе в годы немецкой оккупации, она рассталась с Московской консерваторией, в которой училась в военные годы, вернулась в родной город, чтобы воссоединиться с семьей и начать почти полувековую историю своей педагогической и артистической работы.

Одним из первых студентов Людмилы Наумовны был солист одесской филармонии Владимир Лазаревич Саксонский. На встрече пианист говорил об убежденном демократизме, который царил в ее классе, об атмосфере соучастия учителя и ученика в творческом процессе, о великолепной убедительности, с которой Людмила Наумовна воплощала за роялем творческие идеи, следовать  которым призывала своих учеников. Владимир Саксонский рассказал, что при поступлении попал в класс преподавателя, у которого потерял интерес к учебе, увлекся джазовой импровизацией, и, скорее всего, не смог бы выполнить требования академической программы. Перейдя в класс Гинзбург, он быстро сделал успехи, которые  до сих пор помнят его соученики.

Людмила Наумовна умела дружить. Консерваторская дружба связывала ее с выдающимися артистами и педагогами фортепиано – Гилельсом, Рихтером, с работавшим в Саратове Бендицким, с преподававшей в Горьком Бертой Маранц. Все они выходцы из класса Генриха Нейгауза, всех отличал не только масштаб таланта – до гениальности, но и масштаб личности и развитая, убежденная артистическая индивидуальность. Они всегда помнили друг о друге. Пианистка и музыковед Анна Розен вспомнила как в годы ее студенчества всегда заинтересованно расспрашивала в Одессе об ее профессоре Бендицком Людмила Наумовна, и как живо интересовался Люсей Бендицкий в Саратове. Многие помнят концерты, сыгранные Гинзбург в память о нашем выдающемся земляке Эмиле Григорьевиче Гилельсе, и ее слова сказанные о нем.

Школа Нейгауза оставляла неизгладимую печать демократизма. Профессор и студент были равны перед великой музыкой, если оба шли по пути ее постижения. Фортепианный педагог Виктор Млиевский подчеркивал на этой встрече, что для него-студента уроки, общение с учителем были временем, прожитым незабываемо насыщенно и полноценно.

Доктор Леонид Авербух был дружен с Людмилой Гинзбург в ее последние годы. Посещал ее концерты, которые всегда были для него источником жизненной радости, беседовал лично и часто по телефону (Гинзбург была увлекательной рассказчицей), и бережно хранит ее программки аудиозаписи, подписанные ею с теплотой и заверениями в дружбе.

Обычно в преклонном возрасте притупляется эмоциональный мир человека, - заметил хирург-профессор С.А. Гешелин.  Людмила Гинзбург сохраняла эмоциональную энергию до конца жизни. Тяжко больная, Гинзбург в последние дни жизни играла для него Листа –  молодо, увлекательно, щедро. Обычно говорят, что человек живет музыкой, –  сказал Гешелин, –  но о Гинзбург можно сказать, что музыка жила ею.

Скрипач и дирижер Михаил Турчинский рассказывал о своем творческом сотрудничестве с пианисткой, демонстрируя афиши – редкие теперь опоры для памяти о концертах 1960-80 гг. Гинзбург очень любила и стремилась выступать, играла в самых разных программах, никогда не претендовала на какое-либо исключительное место в них. Как жаль, что в духе того времени личная неприязнь к ней  одного из начальников на десять лет фактически лишила Людмилу Гинзбург возможности выступать в зале филармонии и от имени одесской филармонии, доставив ей много тяжких переживаний. В Одессе все, имевшие хоть какое-то отношение к музыке, знали, артистка какого масштаба живет в нашем городе, но вступиться за нее, открыть ей путь к сцене,  тогда казалось невозможным.

Об этом странном заговоре молчания против Гинзбург, о природе которого можно лишь догадываться, потому что ни официальной антисемитской установкой, ни личной неприязнью к ней или неприятием ее творческой и педагогической бескомпромиссности кем-то из коллег в отдельности факт этот не объяснишь. Писатель и журналист Роман Бродавко напомнил, что Гинзбург 32 года оставалась лишь исполняющей обязанности профессора. И когда он в концерте памяти Э.Гилельса объявил ее выступление, назвав “профессором”, то  внимательное начальство сделало ему крупную выволочку.

В 90-е годы случилось то, что должно было произойти много раньше. В составе делегации Людмила Наумовна была в Финляндии и сыграла там концерт. Непредубежденные финны пришли в восторг. Последовали приглашения вести мастер-класс. Выпустили CD-диск. Небольшой фрагмент из этих финских записей и прозвучал в конце встречи.  Людмила Наумовна  вновь увлекла всех силой своей мысли, своей творческой убежденности, безграничной верой в дух музыки.

В музее была представлена маленькая выставка личных документов, вещей, фотографий Л.Н. Гинзбург, ее живописные портреты. 

Небольшой зал Музея истории евреев Одессы приятно обустроен и обеспечен  компьютерной демонстрационной аппаратурой. Директор музея Михаил Рашковецкий гостеприимно и даже бережно принимал гостей, показывал залы, вел саму встречу.

Хорошее начало.

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz