Л.Н.Гинзбург об Э.Г. Гилельсе
(Газетная
публикация
под
заголовком:
«Искусство,
вечное, как
жизнь»,
вероятно, в
«Вечерней
Одессе»
(январь 1987). Годы
жизни Э.Г. Гилельса
1916-1985).
От
редакции: «Сейчас
в
издательстве
«Советский
композитор»
готовится сборник
«Эмиль Гилельс.
Искусство.
Встречи.
Высказывания.
Воспоминания».
Материал,
подготовленный
для этой
книги
Людмилой Наумовной
ГИНЗБУРГ, мы
предлагаем
сегодня
нашим
читателям».
Трудно,
противоестественно
думать об
Эмиле Гилельсе,
писать о нем, как
об ушедшем из
жизни человеке,
артисте...
Весь облик
Эмиля Григорьевича,
его характер,
главные
свойства натуры,
его
исполнительское
искусство
были
синонимом
жизни.
Неповторимая
интенсивность,
властность и
энергия
ритма Э. Гилельса.
красота
звуковой
палитры и
горячее
дыхание его
могучей артистической
воли,
казалось,
всесильны,
вечны, как
жизнь.
Мне
довелось
узнать Эмиля
Григорьевича
(тогда просто
Милю в
студенческие
голы –
учились на
одном курсе
в Одесской
консерватории.
Уже в
14–15-летнем возрасте
он отличался
удивительной
преданностью
музыке,
целеустремленностью
и
серьезностью
в работе над
программами.
Б. М.
Рейнгбальд –
профессор
Одесской
консерватории,
готовя его к
ответственным
выступлениям,
включала в
обычные
студенческие
закрытые концерты
выступления
своего
ученика, чтобы
выверить все
детали исполнения,
на эстраде
обыграть и
закрепить
найденную в
процессе работы
интерпретацию
того или
иного
произведения.
С какой поразительной
тщательностью
и высокой профессиональной
требовательностью
относились
к этой работе
Б. М.
Рейнгбальд и
ее ученик!
Мы,
студенты,
слушали
выступления
Эмиля. Мало
того. Нам
разрешалось
присутствовать
на
обсуждения
кафедрой
этих концертов,
и мы были
свидетелями
споров,
несогласия с
той или иной
интерпретацией,
критических
высказываний
по поводу
выбора программы,
особенностей
игры
студента и т.
д.
Мне, в
частности,
было
поручено
вести протоколы
кафедры, этих
обсуждений.
Ответственным
секретарем
кафедры была
Б. М.
Рейнгбальд.
Эти встречи с
коллективом
педагогов,
творческие
споры очень
обогащали и
развивали
студентов,
объединяли
увлекали нас.
Наряду с
известной
зрелостью и
сосредоточенностью
в Эмиле проявлялись
и свойственные
возрасту
мальчишеское
озорство, и,
хотя он был
немногословен,
большое
чувство
юмора.
Не забыть
мне, как веселились
мы когда
Эмиль за
роялем
демонстрировал
манеру игры
своих
товарищей –
юношей и
девушек нашего
курса, в том
числе и
своего друга,
талантливого
В. Потапова,
который
увлекался
музыкой С.
Прокофьева,
играл
«мимолетности»,
и ему не
удавались
виртуозные
эпизоды. Эмиль
демонстрировал,
какими
жестами и
мимикой
сопровождалась
эта игра.
(Впоследствии
Вл. Потапов
станет
доктором математических
наук).
В этих
способностях
имитатора
Эмиль не знал
равных.
Немало
юмористических
сценок было
связано с
тем. что,
серьезно и много
занимаясь
музыкой,
Эмиль не
всегда успевал
посещать
лекции, а их
было немало.
Причем,
проходили
они вечером,
а днем
проводились
экскурсии.
Например, изучение
«Индустриального
производства»,
которое было
в нашем
учебном
плане,
требовало
посещения
заводов; а
«Социальная
гигиена» –
медицинских учреждений
и т. п.
За пропуски
занятий
Эмиль
получал
выговоры от
дирекции,
доходило до
исключения
его из
состава студентов.
Это,
естественно,
вызывало
огорчения, но
и немало
противоречивых
событий, так
как все.
включая
директора
консерватории,
доброго,
прекрасного
человека Г. А. Канделя.
знали, что в
своей
профессии он
был лучшим
студентом,
трудолюбивым
и
целеустремленным.
Побеждали
любовь к музыке
и труд! И
когда в Киеве,
в 1932 году,
комиссия
прослушала
вне конкурса
Эмиля и
назначила
ему персональную
стипендию. он
получил
право на свободное
посещение
общеобразовательного
цикла лекций.
В этот же
период приезжавший
в Одессу с
концертами
профессор Г.
Г.' Нейгауз
услышал игру
юною Гилельса.
Родилась
мечта уехать
в Москву. И
вот они вдвоем
с
профессором
Б. М.
Рейнгбальд
едут в Москву
для решения
вопроса о
переводе
его в
Московскую
консерваторию.
Ясно помню,
как по
возвращении,
в перерыве между
лекциями, сидя
за роялем (в
нашем
нынешнем 8-м
классе),
Эмиль рассказывал
мне, что в
Москве состоится
в 1933 году Всесоюзный
конкурс
молоды к
исполнителей,
и Б. М. Рейнгбальд
решила
готовить его
на этот
конкурс от
Одесской
консерватории.
Поэтому он
остается в Одессе.
В городе
ценили,
поддерживали,
учили и
верили в его
талант не
только
учителя и
товарищи, но
и многие слушатели
и поклонники.
Вскоре в
Одессу
приехал на
гастроли
знаменитый
пианист
Артур
Рубинштейн.
Наши
профессора М.
М. Старкова и
В. М. Рейнгбальд
пригласили
его в консерваторию.
Игра Эмиля
вызвала
восторг прославленного
пианиста. Это
укрепило
его веру в
свои силы. И
когда
состоялся
отбор на
всесоюзный
конкурс – его
выступление
стало
событием в
городе. Мы,
его соученики,
решили
поехать в
Москву
слушать
конкурс и «болеть»
за Эмиля.
Нашими
студенческими
силами организовали
3 платных
концерта в
зале
консерватории,
которые
дали
возможность
всем
желающим совершить
эту поездку.
Триумф
Эмиля Гилельса,
нашего
земляка, превзошел
все ожидания.
Мы гордились
им, нашей
Одесской
консерваторией.
Это были
незабываемые
дни: Москва,
признание
нашего товарища
–
знаменитыми
профессорами
Московской
консерватории.
Грандиозным
был артистический
успех Эмиля у
слушателей,
переполнивших
Большой зал
Московской
консерватории.
Не могу не
сказать об
удивительной
прозорливости
Б. М.
Рейнгбальд в
подборе
репертуара
для своего
выдающегося
ученика.
Теперь,
имея большой
педагогический
опыт, я особенно
высоко это
оцениваю. Он
играл тогда редко
исполняемую
фугу из скрипичной
сонаты Баха в
транскрипции
Ф. Бузони,
Вариации
Брамса на
тему Генделя,
пьесы Рамо,
Токкату
Равеля и
Фантазию Ф. Листа
на темы оперы
Моцарта
«Свадьба
Фигаро».
Каким
педагогическим
даром
проникновения
в характер и
особенности
ученика надо
было
обладать,
чтоб так
безошибочно
выбрать конкурсную
программу,
выявившею
наиболее
сильные
стороны
дарования
юного Гилельса!
Это был и
педагогический
триумф. Эмиль
Григорьевич
через всю
жизнь пронес
любовь и
благодарные
чувства к Б.
М. Рейнгбальд
и к Одесской
консерватории,
где хранится
его портрет с
надписью
«Дорогой
Одесской
консерватории,
вослитавшей
меня (1963 г.)». В 1947
году он
установил памятник
на могиле
профессора
Одесской консерватории
Б. М.
Рейнгбальд с
надписью
«Учителю –
другу».
Гилельс никогда
не забывал
своих первых
учителей в
Одессе – Я.
Ткача и Б. М.
Рейнгбальд,
которые
открыли
перед ним
чудо музыкального
искусства и
проложили
путь в
будущее. Он
любил свой
родной город.
Побывав
впервые в
Париже, он
говорил мне,
что с особой
остротой
почувствовал,
как хороша
Одесса, и он
счастлив,
что в детстве
и юности он
был окружен красотой
природы и
архитектуры
Одессы, южным
воздухом,
напоенным
поэзией и
музыкой,
людьми,
которые окрыляли
его, горячо и
искренне
поддерживали
в нем веру в
себя, помогали
во всем. Со
многими
старыми
друзьями он
постоянно
поддерживал
связь. В
частности, у
нас с ним сохранялись
простые,
доверительные
отношения
всю жизнь. И
тогда, когда
я жила в Москве,
– училась в
аспирантуре,
немного
помогая ему в
педагогической
работе, и
позже, когда
я стала
преподавать в
Одесской
консерватории.
Постоянно
получала от
него весточки
из
гастрольных
поездок, мы
встречались
в Москве,
когда я
приезжала на
его концерты
(цикл концертов
Бетховена с
симфоническим
оркестром).
Последняя
наша встреча
в доме у Гилельсов
в Москве на
улице
Горького
была в
период, когда
Эмиль Григорьевич
начал запись
всех сонат
Бетховена. Мы
слушали
сонату
ре-мажор
(пасторальную),
которая еще
требовала
корректуры.
Эмиль Григорьевич
подробно расспрашивал,
что я думаю
об его
интерпретации
этой сонаты...
Удивительным
были его
бесконечное
стремление к
совершенствованию,
вечный
поиск.
Тронуло меня
и его доверие
ко мне, как к
музыканту, и
теплое отношение
его семьи –
жены Ляли
Александровны
и дочери
Елены.
Постоянство
Эмиля Григорьевича
в отношении к
одесским
друзьям, любовь
к Одессе
выразились и
в том. что
именно сюда
он приехал
отмечать
пятидесятилетие
своей
творческой
деятельности
в 1979 году.
Он играл в
зале своего
любимого
оперного театра,
рядом с которым
жил в
студенческие
годы (в Театральном
переулке, 4).
Концерт
этот стал
волнующим
событием.
«Воодушевленная
игра,
захватывающая
виртуозность
сочетались с
безупречностью
стиля и
строгостью
вкуса», –
писали газеты.
Слушатели с
восторгом и
гордостью,
стоя,
приветствовали
своего
земляка, признанного
во всем мире
артиста.
Героя
Социалистического
Труда,
народного
артиста
СССР,
лауреата всесоюзного
и
международных
конкурсов,
лауреата
Ленинской и
Государственной
премий,
профессора.
Признание
слушателей
было
завоевано им
не званиями,
которых он
был удостоен,
а той
удивительной
магией
артистической
личности,
которой он
обладал.